Почему россияне все меньше хотят заниматься бизнесом

Эксперты из НИУ ВШЭ и Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова выяснили, что уровень предпринимательской активности россиян с 2005 по 2020 годы снижается. По данным их исследования, благоприятные условия для начала своего дела есть всего в шести регионах страны. О том, почему россияне все меньше хотят становится предпринимателями — в нашем обзоре.

Предпринимательская активность в России: положение дел в регионах

По данным авторов исследования, предпринимательская активность россиян с 2005 года по настоящее время снижается. В 2018 году на 10 тысяч жителей страны в среднем приходилось 181 малое и среднее предприятие. В Европейских странах этот показатель выше: в Германии — 338, в Польше — 548, в Эстонии — 681.

Особенность нашей страны в том, что количество компаний и уровень предпринимательской активности сильно разнятся от региона к региону. Например, в Санкт-Петербурге на 10 тысяч граждан в 2018 году было 427 организаций малого бизнеса, а на Северном Кавказе — всего 20.

Сейчас Россия занимает последние строчки в Глобальном мониторинге предпринимательства (GEM). В 2019 году при разбросе значений от 5% до 35% российский показатель составлял 9,33%.

«Это свидетельствует об устойчивом и значимом оттоке населения из предпринимательства в течение последних трех лет еще до начала пандемии коронавируса и связанных с этим шоковых изменений экономических условий», — заключают ученые.

Что останавливает россиян от предпринимательства

Регионы России можно разделить на несколько кластеров, которые отличаются по условиям предпринимательской деятельности. Первый — «благополучные» регионы. К ним относятся города Москва и Санкт-Петербург, Московская и Тюменская области, а также Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Их отличительные черты — стабильность экономики, доходов и потребления.

Второй — регионы «с инвестиционными проблемами». Всего их 41. А третий кластер — 32 региона «с социальными проблемами». Здесь довольно высокий уровень бедности, сложная ситуация на рынке труда и т.д.

На готовность населения заняться бизнесом влияют различные факторы. В более благополучных регионах из первого кластера — материальное положение семьи и проживание в крупном городе.

Наличие собственности и/или ценных бумаг останавливает россиян, которые живут в регионах из первого кластера, от предпринимательства. «Судя по всему, сопоставление рисков ведения бизнеса и возможностей для альтернативного повышения уровня благосостояния в нынешних условиях в относительно благополучных регионах таковы, что сравнительно обеспеченная часть населения здесь предпочитает роль рантье», — отмечают авторы исследования.

Обратная ситуация в неблагополучных регионах. Здесь собственность и ценные бумаги — плюс, поскольку «отражают высокий статус и облегчают ведение предпринимательской деятельности даже в неблагоприятных для нее условиях».

В том же стимулирующем ряду — опыт финансовых операций, материальное положение семьи и возможность получения кредита.

А вот чем образованнее и старше становятся россияне в регионах второго и третьего кластеров, тем меньше они хотят заниматься предпринимательством. Ведь они лучше понимают и критичнее относятся к местным трудностям.

Как будет меняться уровень предпринимательской активности в России

По мнению авторов исследования, второй и третий «неблагополучные» кластеры все больше сблизятся друг с другом. Причина в том, что «пандемический» кризис сузит поле вторичной занятости и усилит нагрузку на семейные бюджеты.

Ситуация в относительно успешном первом кластере также ухудшится. Основная причина — падение уровня благосостояния населения.

Эксперты прогнозируют, что в будущем вырастет доля неформального и гибридного предпринимательства. Люди все больше будут уходить в самозанятость. Для территорий первого кластера — это откат назад: ситуация в них приблизится к регионам с инвестиционными и социальными трудностями.

В результате, скорее всего, останется всего два кластера территорий:

Первый — группа регионов с более-менее развитыми возможностями для местного бизнеса, но с «пониженной склонностью населения к добровольному предпринимательству».

Второй — подавляющее большинство регионов, где благоприятные условия для предпринимательства отсутствуют.

Улучшить ситуацию и увеличить бизнес-активность населения может помощь от государства. Для благополучного кластера потребуются вовлекающие меры — содействие развитию фирм от быстрорастущих «газелей» до микробизнеса, льготы малым и средним предприятиям и т.д. 

Для остальных — «подталкивающие» — микрокредитование, поддержка самозанятости, формирование площадок для небольших бизнесов и т.п.