ОТ СИСТЕМНЫХ ПРОБЛЕМ К ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИМ: СТАНДАРТИЗАЦИЯ  И СЕРТИФИКАЦИЯ НА СЛУЖБЕ КАЧЕСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

ОТ СИСТЕМНЫХ ПРОБЛЕМ К ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИМ: СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ НА СЛУЖБЕ КАЧЕСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

В нашей стране изобретательство было уделом одиночек. Редкое явление, когда крупные промышленники внедряли у себя изобретения отечественных умельцев. Самостоятельно наши изобретатели не имели ресурсов для коммерциализации своих разработок, если выражаться современным языком. В этой связи можно вспомнить примеры наших великих ученых и изобретателей М.В. Ломоносова и А.С. Попова. К этому же времени можно отнести и начало формирования политики и имиджа России как масштабного поставщика ресурсов в Европу (лес, металлы, руда, полезные ископаемые и пр.), не требующих глубокой переработки.

В период советской индустриализации, в 1930-е годы, картина была во многом такая же. У нас не было времени на проведение собственных масштабных разработок и их внедрение. Хотя этот процесс шел активно на государственном уровне (политика опоры на собственные силы) с учетом серьезной экономической изоляции СССР. Несмотря на «железный занавес», тогда приходилось закупать в Европе многочисленные заводы, станки, оборудование, у нас работали многие зарубежные специалисты.

К периоду Великой Отечественной войны относится создание в стране более 9000 вполне современных на то время заводов, проектных и технологических организаций, сложилось наиболее востребованное отношение к новым разработкам и их внедрению в строительство инфраструктуры и создание систем вооружения.

Процесс заимствования передовых разработок продолжился и в послевоенное время, причем наше технологическое отставание от передовых стран Европы, США и возрожденной Японии с годами все более возрастало. Особенно это касалось массового производства промышленной техники, приборов, элементной базы, комплектующих изделий. При этом у нас в стране имелись научные и конструкторские разработки высочайшего мирового уровня, большое количество изобретений, которые практически невозможно было внедрить в производство (особенно массовое) именно из-за технологического отставания.

Конечно, это положение касалось не всех отраслей промышленности. Например, высокотехнологичные оборонные разработки и производства (космическая и авиационная отрасли, атомная индустрия) имели и имеют в этом отношении приоритет, всестороннее обеспечение и поддержку со стороны государства.

В постсоветский период, когда государство практически «ушло» из экономики и промышленности (этот разрушительный процесс во многом относился и к оборонным отраслям), когда экономика и промышленность ориентировались на зарубежные закупки и поставки всего и вся, инновационный путь развития почти совсем закрылся.

Призывы федерального Правительства России к инновационному развитию страны в последние 15 лет остаются в системном, инфраструктурном и ресурсном плане практически не обеспеченными. В стране не так уж велик опыт внедрения имеющихся отечественных разработок в технологическое и техническое перевооружение нашей промышленности. В большей степени примеры создания современных производств в нашей стране относятся к закупкам и поставкам техники и технологийиз-за рубежа. Многие имеющиеся и невостребованные научные и технические достижения отечественных ученых и специалистов «уходят» за рубежи Отечества, там внедряются, а возвращаются в Россию «под иностранным флагом».

…высокотехнологичные оборонные разработки и производства (космическая и авиационная отрасли, атомная индустрия) имели и имеют в этом отношении приоритет, всестороннее обеспечение и поддержку со стороны государства…

Назовем основные причины такого положения дел.

1. Академическая наука, всегда дававшая народному хозяйству уникальные достижения и конкретные разработки в фундаментальных отраслях знаний, влачит жалкое существование.

2. Отраслевая наука, конструкторские, технологические и проектные организации в буквальном смысле слова занимаются выживанием в отсутствие серьезных заказов как со стороны государства, так и со стороны крупного промышленного бизнеса. Отсутствуют тесные творческие связи между ними.

3. Сложилось недопустимо слабое внимание к обеспечению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также использованию их результатов.

4. Отраслевые и межотраслевые кооперационные связи между заказчиками и поставщиками разрушены. Многие предприятия в сети поставщиков прекратили свое существование.

5. Существует серьезная проблема подготовки кадров и обеспечения преемственности поколенийво всех звеньях создания и управления производством как в технологическом сегменте, так и в бизнес-менеджменте.

6. Отмечается недопустимо низкий уровень квалификации высшего и среднего управленческого аппарата крупных и средних промышленных предприятий. Отсутствуют на многих из них стратегии развития, работают слабые службы маркетинга, закупок и продаж.

7. Не преодолено неумение эффективно конкурировать на отечественном и зарубежном рынке, даже при наличии неоспоримых преимуществ своей продукции.

8. Отсутствует созданная и обеспеченная инфраструктура для инновационной деятельности. Примеры таких структур, как «Роснано» и «Сколково», не обеспечивают процесс использования их передовых разработок в отечественной промышленности, потому что она не готова к масштабному восприятию отдельных высоких технологийи образцов продукции на своем старом оборудовании и с устаревшими технологиями.

9. Сохраняется высокая ресурсоемкость отечественных производств. Недопустимо медленно внедряются современные методы бережливого производства, что приводит к высокой стоимости продукции и низкому ее качеству, а также к слабой конкурентоспособности отечественных производителей.

10. Недостаточными темпами внедряются современные методы цифровых технологий управления и техника для автоматизации процесса производства и менеджмента на предприятиях и осуществление цифровизации целых отраслей промышленности.

11. Отсутствует необходимое и эффективное обеспечение стандартизации и унификации в деятельности промышленных предприятий. Во многих направлениях (например, машиностроение, металлообработка, материалы, крепеж) используются еще советские стандарты, которые уже давно отменены.

12. Существующая система международной и национальной сертификации менеджмента и продукции (например, ISO 9000-2015) часто вводится формально и не поддерживается в процессе жизненного цикла производства и эксплуатации компонентной базы и конечной продукции.

13. Существует недостаточно эффективная система защиты интеллектуальной собственности, что приводит к утере отечественных разработок, изобретений. Особенно остро вопрос встал после присоединения России к системе ВТО.

14. В стране не создана эффективная система экономической мотивации, стимуляции и поддержки процесса внедрения и использования отечественных разработок со стороны как государства, так и крупного бизнеса.

15. Наличие высоких затрат и рисков для бизнеса в попытках внедрения отдельных инноваций в существующий и работающий технологический цикл производства. Дело в том, что предприятия не имеют достаточных средств на перевооружение, доступ к длинным и дешевым кредитам (кроме операционных) на развитие практически закрыт из-за высокой процентной ставки, которая снова увеличилась, пока что до 7,5% (такова политика Центрального банка РФ).

16. Существует проблема конверсии и диверсификации оборонно-промышленного комплекса по переводу части высокотехнологичных производственных мощностей на освоение и массовое производство продукции гражданского и двойного назначения. Основным принципом организации всего комплекса работ по коммерциализации проектов и разработок в настоящее время является принцип проектного управления.

Реализация масштабной конверсии, диверсификации и коммерциализации требует создания на оборонных предприятиях соответствующих структурных подразделений, формирования команд специалистов для работы в рыночных условиях, финансово-экономического обеспечения цикла работ. Все новые (или уже имеющиеся) подразделения и их функционирование должны быть обособленными (частично или полностью) от специальных видов работ и коллективов, обеспечивающих различные виды работ по оборонным заказам. Кроме того, выполнение коммерческих заказов должно быть отделено (технологически и во времени) от выполнения специальных заказов. Как показывает опыт, многие отечественные предприятия оборонного комплекса не готовы к работе в таких условиях.

В современной России имеются основы системы законодательного и нормативно-правового обеспечения для развития промышленного технологического потенциала предприятий, а также мер государственной поддержки (организационной и финансово-кредитной) предприятий, имеющих в качестве цели развития коммерциализацию и диверсификацию своего производства. Отметим, что обе системы весьма несовершенны, а с учетом бюрократических барьеров реализация возможностей, провозглашенных органами государственной власти от федерального до муниципального уровня, весьма затруднена. Поэтому работать приходится в существующей системе, преодолевая трудности и приспосабливаясь к реальным условиям.

…Многие имеющиеся и невостребованные научные и технические достижения отечественных ученых и специалистов «уходят» за рубежи Отечества, там внедряются, а возвращаются в Россию «под иностранным флагом»…

Эффективная коммерциализация инновационных проектов и разработок на современном предприятии требует про- ведения масштабной диверсификации элементов или полного цикла разработок в области НИР и НИОКР, подготовки проектов, освоения новых востребованных и конкурентоспособных видов продукции, организации их производства и продвижения на отечественный и зарубежный рынки, подготовки кадров. Отметим, что результат каждого этапа этого цикла может иметь самостоятельную ценность и может быть предложен рынку (конкретному заказчику или покупателю) для реализации в качестве конечного или промежуточного продукта.

Перечисленные причины и существующие риски для бизнеса усугубляются наличием глубоко укорененной коррупционной системы в организации взаимодействия государственных структур (особенно контролирующих и проверяющих) и промышленного бизнеса во всех его элементах, что приводит к повышению производственных издержек, а значит, к низким показателям качества и конкурентоспособности отечественной продукции даже на внутреннем рынке.

Все перечисленные причины в тойили иной мере сказываются также на деятельности многих созданных технопарков, экономических зон, кластеров, технологических платформ и их резидентов.

…выполнение коммерческих заказов должно быть отделено (технологически и во времени) от выполнения специальных заказов.
Как показывает опыт, многие отечественные предприятия оборонного комплекса не готовы к работе в таких условиях…

Из всего сказанного следует вывод, что в сфере инновационного развития отечественного промышленного потенциала существует системная проблема, которую решать надо тоже на системном уровне. Обеспечение отдельных элементов этого процесса не решит проблему. Например, существует много стратегий и концепций развития отраслей экономики, отдельных субъектов РФ, существуют различные федеральные и региональные целевые программы, но ход их выполнения и обеспеченность не контролируются и не корректируются, а результаты слабо анализируются и используются, эффективность не оценивается.

Поэтому о решении вопроса об эффективном экономическом и, в частности, инновационном развитии страны можно говорить только в увязке этой проблемы с комплексным решением задач всех «четырех И»: индустриализация, инновации, инвестиции, импортозамещение. В сложившейся геополитической и экономической ситуации в мире с учетом жизни и деятельности нашей страны в условиях международных санкцийнет другого пути для развития России и обеспечения ее обороноспособности.

В последние 5–7 лет наметились положительные тенденции в действиях со стороны государственных органов власти по интенсификации промышленного развития страны. Приняты федеральные законы «О стратегическом планировании в РФ», «О промышленной политике в РФ» и ряд других нормативных документов. Введены в действие многие инструменты поддержки развития промышленности, такие как государственно-частное партнерство, фонд поддержки промышленности, фонд прямых инвестиций, проектное финансирование, различные виды льготных кредитов, субсидирования деятельности промышленных предприятий и др.

Организуются мероприятия по стимулированию процесса импортозамещения отечественнойпродукцией и поддержке предприятий, способных экспортировать свою продукцию, возрождению кооперационных связей. Например, в Санкт-Петербурге открылся Центр импортозамещения, который призван оказывать различные виды поддержки предприятиям, способным и стремящимся поставлять свою продукцию взамен импортных образцов. Созданы российский и региональные экспортные центры для поддержки поставщиков качественной продукции на зарубежные рынки.

Органы власти помогают в подготовке и реализации проектов, направленных на развитие целых отраслей и направлений промышленного производства. Например, руководство Санкт-Петербурга и Ленинградской области поддерживает и помогает созданию ряда промышленных литейно-механических производств в рамках реализации комплексного проекта под названием «Центр литейных технологий». Этим проектом занимается Союз литейщиков Санкт-Петербурга, и направлен он на возрождение этого очень важного отраслевого вида заготовительного производства, необходимого практически для всех отраслей промышленности и строительства.

В современных условиях не менее важным направлением комплексного подхода и острой проблемой, по мнению автора, является реализация процесса технического регулирования, стандартизации и внедрения на предприятиях сертификации и систем менеджмента качества.

Внедрение систем менеджмента качества преследует достижение следующих основных целей и преимуществ: соответствия требованиям заказчиков, удовлетворения потребностей заинтересованных сторон, управления рисками, сокращения затрат и в целом эффективного управления, оперативно реагирующего на меняющиеся экономические условия и рыночную конъюнктуру.

Будучи самой распространенной в мире, модель управления качеством и бизнес-процессами, заложенная в основу международных стандартов ИСО серии 9000, является важнейшей основой политики качества любой компании, стремящейся к достижению упомянутых преимуществ. В этой связи внедрение инновационных методов менеджмента можно смело рассматривать как один из наиболее эффективных инструментов борьбы с кризисом.

Отметим, что внедрение сертификации и систем менеджмента качества, которое носит добровольный характер, на большинстве предприятий медленно, но реализуется и в той или иной мере поддерживается. При этом, к сожалению, существует на практике определенный формальный подход к такому важному элементу в системе мер обеспечения высокого качества продукции.

…Эффективная коммерциализация инновационных проектов и разработок на современном предприятии требует проведения масштабной диверсификации элементов или полного цикла разработок в области НИР и НИОКР, подготовки проектов, освоения новых востребованных и конкурентоспособных видов продукции, организации их производства и продвижения на отечественный и зарубежный рынки, подготовки кадров…

Что касается процесса технического регулирования и стандартизации в сфере машиностроения, металлообработки и, в частности, литейного производства, то ситуация представляется более сложной и решаемой в малых объемах и недостаточными темпами.

Совершенствование системы технического регулирования в целях повышения качества и конкурентоспособности предприятий осуществляется на основе Федерального закона No 184-ФЗ «О техническом регулировании», который был принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года и вступил в силу с 1 июля 2003 года. За прошедшие годы в закон были внесены многие изменения, последние из них датированы 29 июля 2017 года.

В течение ряда лет осуществлялась реализация Программы разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.11.2004 No 1421-р (редакция от 09.03.2010). Например, были приняты актуальные регламенты «О безопасности машин и оборудования», «О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования». По этой программе к 2010 году были приняты около 300 первоочередных технических регламентов (по интересующей нас теме): о безопасности машин и оборудования; о без- опасности зданий и сооружений; о без- опасности аппаратов, работающих на газообразном топливе; о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах; о безопасности средств индивидуальной защиты.

Кроме того, была разработана и утверждена Правительством РФ (распоряжение от 28.02.2006 No 266-р) Концепция развития национальной системы стандартизации и принята Программа разработки национальных стандартов. В соответствии с этими документами:

— деятельность по стандартизации должна носить рыночный характер; это подразумевает то, что она подчиняется основным рыночным законам и выходит на рынок со своим товаром — национальным стандартом;

— государство при этом является одним из участников рынка, который может при передаче функцийпо организации национальной системы стандартизации национальному органу оговорить свои интересы через соответствующее соглашение с ним.

Опыт работы последних лет показывает, что закон предусматривает кардинальное повышение уровня правового регулирования и устранение бюрократических барьеров в экономике. Он имеет целью устранение необоснованных технических и административных препятствийв развитии предпринимательства, прекращение хозрасчетной деятельности надзорных органов, упорядочение в целом порядка разработки обязательных технических норм, уменьшение и снятие проблем при обязательной сертификации, освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти.

Данный документ является комплексным законодательным актом РФ и имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требованийк продукции, включая товары народного потребления, а также требованийк работам и услугам в интересах потребителей. Закон вводит новую систему государственного нормирования в данной области, систему нормативной документации, вносит ясность во многие понятия, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг.

До 2010 года был предусмотрен переходный период, когда в систему законодательства были включены оставшиеся обязательными до принятия соответствующих технических регламентов те требования ранее принятых нормативных документов (ГОСТов, СанПиНов, СНиПов и пр.), которые соответствуют целям технического регулирования, как это было определено переходными положениями закона, а именно исключительно требования по безопасности (ст. 46 за- кона). Также в течение переходного периода продолжали действовать федеральные законы и акты правительства в сфере технического регулирования, полностью или частично сохранявшие свою силу в соответствии с временными исключениями или переходными положениями закона.

Вместе с тем можно выделить следующие ограничения сферы технического регулирования (в рамках системы технических регламентов), представляющиеся целесообразными как минимум на начальных этапах подготовки и реализации технического законодательства:

— техническими регламентами регулируются не любые виды безопасности, а лишь связанные с возможностью непосредственного причинения вреда либо самой продукцией, либо в процессе ее производства;

…В современных условиях не менее важным направлением комплексного подхода и острой проблемой, по мнению автора, является реализация процесса технического регулирования, стандартизации и внедрения на предприятиях сертификации и систем менеджмента качества…

— техническими регламентами регулируются лишь те виды деятельности, к субъектам которых государством не могут быть предъявлены обязательные требования иначе, чем посредством технического законодательства;

— техническими регламентами регулируется исключительно сфера технической безопасности, но не безопасности вообще;

— техническими регламентами покрывается преимущественно сфера регулирования государством разного рода видов деятельности (ограничения прав граждан), но не сфера выполнения государственными органами функций по обеспечению безопасности граждан, национальной безопасности и т.п.

Базовым принципом новой системы технического регулирования является ограничение обязательных требованийисключительно параметрами, обеспечивающими безопасность (но не потребительские достоинства, качество и т.п.).

Таким образом, в России создана и функционирует законодательная система технического регулирования. Однако процесс разработки и внедрения технических регламентов, стандартов и других документов до сих пор идет непозволительно низкими темпами. Особенно неблагоприятная ситуация сложилась в металлообработке. Если в оборонных отраслях и на предприятиях промышленности техническое регулирование осуществляется твердо и последовательно Министерством обороны в обязательном порядке (а не добровольно) на основе своих требований, то применительно к общепромышленным предприятиям и производствам положение дел гораздо хуже.

…Базовым принципом новой системы технического регулирования является ограничение обязательных требований исключительно параметрами, обеспечивающими безопасность (но не потребительские достоинства, качество и т.п.)…

Приведем некоторые особенности применения закона, связанные с тяжелой ситуацией, сложившейся в сфере литейного производства. Наряду с технической и технологической отсталостью предприятийи цехов литейного профиля, о которых сказано ранее, существует явное отставание в процессе разработки и внедрения системы технического регулирования и стандартизации. Отметим некоторые моменты такого положения в этом вопросе.

1. Имеются существенные отличия в уровне технической и технологической оснащенности литейно-механических предприятийв разных отраслях промышленности и в разных регионах страны. Медленными темпами, но все же производится модернизация предприятийв основном за счет импорта (частично отечественных) современных высокоточных литейных технологийи соответствующего оборудования, оснастки, высококачественных материалов. В то же время отсутствие технических регламентов и стандартов практически для всех элементов технологического цикла в литейном производстве резко снижает эффективность использования современных технологий, материалов, оборудования, что приводит к снижению качества продукции.

2. В силу отсутствия в стране единой государственной промышленной политики, целевых программ модернизации базовых отраслей промышленности не существует системы государственных отраслевых заказов на машиностроительную продукцию. Вспомним парадокс, когда только катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС позволила гидроэнергетикам выдать заказ на производство турбин и электрогенераторов таким мощным российским компаниям, как ОАО «Силовые машины», ОАО «Электро-сила» и др. В таких заказах большую роль играет высокоточное литье, например турбинных лопаток, производство которых испытывает серьезные трудности, в том числе из-за отсутствия современных технических регламентов и стандартов.

3. Многие предприятия и цеха литейно-механического профиля не могут получить и выполнить зарубежные заказы, которые очень часто предлагают наши европейские партнеры. Это происходит все по тем же причинам: устаревшие технологии и оборудование, отсутствие международных технических регламентов и стандартов. В этих случаях не принимается во внимание зарубежным заказчиком наличие на предприятии внедренной системы менеджмента качества. Одна из причин отказа в размещении заказов — невозможность контролировать его выполнение на всех стадиях технологического процесса и невозможность проанализировать причины получаемого брака.

4. Загрузка предприятийи цехов литейно-механического профиля в течение многих лет составляла величину порядка 40–50% от их проектной мощности (кроме оборонных предприятий). Тяжелый процесс поиска заказов, даже при наличии относительно постоянных заказчиков, удовлетворяется внутренним спросом. При этом часто заказчики не интересуются наличием у исполнителя сертификата качества, выдвигают требования на несуществующие и не регламентируемые химические составы сплавов, пользуются устаревшими ГОСТами и ТУ, которые приведенными в статье положениями Закона «О техническом регулировании» уже не допускаются к использованию.

Подобных примеров можно привести много, но даже перечисленные данные показывают, что отсутствие завершенной и внедренной системы современных технических регламентов и стандартов не способствует совершенствованию литейного производства и консервирует сложившиеся и устаревшие подходы к организации производства и обеспечению высокого качества продукции. Поэтому можно сделать вывод о невозможности осуществления коренного перевооружения отрасли без разработки и внедрения системы технических регламентов и стандартов, и наоборот.

К сожалению, рамки статьи не позволяют осветить все проблемы подготовки, принятия и неукоснительного использования нормативных актов как на государственном, так и на отраслевом уровне. Однако переходный период, определенный Законом «О техническом регулировании», давно закончился, а незавершенность процесса разработки регламентов и стандартов не способствует развитию и функционированию машиностроительного и металлообрабатывающего комплексов российской промышленности.

 

Автор статьи: Евсеев В.И.