Лекарства дороже, покупательская способность — ниже: как коронавирус влияет на фармацевтический рынок в России

Согласно отчету Deloitte, цифровизация фармацевтического рынка растет. 82% россиян хотели бы получать рецепты на лекарства через мобильные. Тем не менее, распространение COVID-19 вносит свои коррективы: препараты дорожают, а покупательская способность населения падает.

Лекарства в России продолжают дорожать

По данным экспертов из международной сети компаний Deloitte, средняя цена за упаковку препарата в государственном сегменте фармацевтического рынка в 2019 году выросла на 31%. Она достигла 535 рублей. Рост цен на лекарства продолжился в 2020 году и составил 29% по сравнению с 2019 годом. В итоге в 2020 году упаковка лекарств в среднем обходилась россиянам в 690,1 рублей.

При этом покупка лекарства в коммерческом сегменте фармацевтического рынка стоила дешевле. В среднем такие лекарства в 2019 году можно было купить за 199,3 руб. за упаковку — выше показателя 2018 года на 4,9%. 

Источник: данные DSM Group

Рост цен на лекарства в России связан с несколькими трендами, отмечают эксперты из Deloitte. Первый — россияне стали чаще покупать более дорогие лекарства, второй — увеличивается доля государственного сегмента фармацевтического рынка в рублевом выражении (с 26,9% в 2018 году до 30,4% в 2019 году). Здесь средняя стоимость упаковки, по традиции выше, чем в коммерческом сегменте.

Распространение коронавирусной инфекции также повлияло на фармацевтический рынок в России. На фоне пандемии с января по март 2020 года выросли продажи лекарств. В частности, объем продаж безрецептурных препаратов увеличился на 106,2 млн упаковок по сравнению с первым кварталом 2019 года, а рецептурных — на 64,9 млн упаковок. Дело в том, что россияне стали чаще покупать те лекарства, которые, как считается, предупреждают заражение COVID-19 или облегчают его симптомы. 

Однако с апреля 2020 года тенденция изменилась — спрос на лекарственные препараты начал снижаться. В итоге объем продаж безрецептурных препаратов в упаковках в 2020 году сократился на 70,5 млн упаковок по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Возможно это связано с тем, что из-за пандемии ухудшилось финансово-экономическое положение населения и снизилась его покупательская способность, отмечают авторы исследования. 

82% россиян хотели бы получать рецепты на лекарства через мобильные приложения

Авторы исследования считают, что россияне готовы к взаимодействию с фармацевтическим рынком в цифровом мире. В частности, в 2020 году российские власти разрешили дистанционную торговлю безрецептурными лекарствами. В результате во II квартале 2020 года 18% жителей страны начали покупать препараты через интернет. При этом 82% россиян признались, что хотели бы получать рецепты на лекарства с помощью мобильных приложений.

Источник: Mediascope

К тому же все большую популярность на фармацевтическом рынке набирает реклама в сети. За первое полугодие 2020 года рынок интернет-рекламы лекарств в России вырос на 43%.

Прогноз 

Эксперты Национального рейтингового агентства (НРА) считают, что основные драйверы роста фармацевтического рынка в средне- и долгосрочной перспективе — увеличение государственных инвестиций в закупки лекарств и реализация стратегии «Фарма-2030». Ее основные цели — увеличение объемов экспорта российских препаратов, а также дальнейшее импортозамещение и локализация производства как лекарств, так и активных фармацевтических ингредиентов (АФИ).

По оценкам НРА, объем российского фармацевтического рынка к 2025 году приблизится к 40 млрд долларов — около 3 трлн рублей.