Фрески из Аугсбурга

Фрески на южном трансепте Аугсбургского собора были недавно датированы примерно 1000 годом, что делает их старейшими известными настенными росписями в соборах к северу от Альп.

Упоминание о первой церкви на месте Аугсбургского собора относится к 822 году. Это здание было повреждено во время набега венгров и восстановлено в 923 году. Еще один значительный ремонт собор пережил в 994 году, когда обрушилась западная апсида. Реставрацию финансировала императрица Священной Римской империи Адельгейда Бургундская. Строительство современного здания в романском стиле началось в 1043 году при епископе Генрихе III и завершилось в 1065 году. Две башни высотой по 62 метра, которые видны со всего города, были пристроены в 1075 году. С 1331 по 1431 год в здание были внесены многочисленные готические элементы, включая восточный хор. Во время Реформации собор утратил часть произведений религиозного искусства, хотя некоторые из них были позже восстановлены.

Южный портал собора, датируемый 1356 годом, украшен многочисленными резными барельефами, изображающими сцены из жизни Девы Марии и апостолов. Северный портал (1343) несет сцены Благовещения, Рождества Христова, Поклонения волхвов, Успения и коронации Богородицы. В окнах с южной стороны собора есть пять витражей, датируемых концом XI — началом XII веков, то есть старейших из сохранившихся в мире. Они изображают пророков Давида, Иону, Даниила, Моисея и Осию. Более поздние витражи собора созданы в 1330–1340 годах. На колоннах нефа имеются четыре картины с изображением жизни Марии, выполненные Гансом Гольбейном Старшим в 1493 году. На северном трансепте помещена серия портретов епископов Аугсбурга, начатая в 1488 году и продолжающаяся до наших дней. Среди других произведений искусства в соборе — епископский трон (около 1100 г.), поддерживаемый двумя присевшими львами, бронзовая гробница епископа Вольфхарта Рота (1302), большая фреска с изображением святого Христофора (южный трансепт, 1491 г.), картина «Ecce Homo» художника эпохи барокко Георга Петеля.

Фрески, изображающие сцены из жизни Иоанна Крестителя, на южном трансепте собора были закрыты побелкой во время иконоборческих выступлений в эпоху реформации. Об их существовании надолго забыли, пока фрески не были обнаружены во время ремонта собора в 1930-х годах. Часть изображений была раскрыта во время последующего ремонта уже в 1980-х. Но в то время еще никто не осознавал возраст и значение этих фресок.

Подозрения, что настенные росписи значительно старше, чем предполагается, впервые возникли после ремонта крыши в 2009 году, когда были обнаружены фрески, которые могли относиться только к первоначальной постройке XI века. Сходство между этими фресками и фресками южного трансепта указывало на значительный возраст последних. Теперь же дендрохронологические тесты показали, что они еще старше. Древесина в кладке датируется 1000 годом. Новая датировка «соответствует тому, что мы знаем о значительных разрушениях в 994 году, — говорит Биргит Нойхаузер, пресс-секретарь Баварского государственного управления по охране культурного наследия. — Самые старые фрески — это первый слой над каменной кладкой, и поэтому они являются частью первоначального декора церкви. Мы можем предположить, что в кафедральной церкви фрески должны быть написаны вскоре после строительства, то есть после 1000 года».

Фреска с изображением казни Иоанна Крестителя. Фото: Angelika Porst

Команда реставраторов и исследователей потратила месяцы на изучение, очистку и консервацию фресок. Им удалось идентифицировать две сцены и остатки третьей, несмотря на значительную потерю краски. Сцена на восточной стене изображает казнь Иоанна Крестителя. Царь Ирод сидит на троне в верхней части панели, в то время как два ученика оплакивают смерть Иоанна. Фреска на западной стене изображает гробницу. Третья сцена находилась на южной стене, но она была разрушена в XIV веке, при постройке готического окна. Исследователи полагают, что это, вероятно, рождение Иоанна Крестителя. По словам Нойхаузер, учитывая высоту размещения фресок, в долгосрочной перспективе нет необходимости в особых мерах по их консервации. «Они не испытывают особого стресса из-за влажности или жары, создаваемых потоком посетителей, — говорит она. — После очистки и консервации они находятся в стабильном и устойчивом состоянии».

Теперь реставраторы планируют исследовать потолок и северный трансепт собора на предмет наличия остатков фресок.