Скромная китайская чаша ценой в миллионы долларов

Сотрудники из Музея фарфора, входящего в состав Государственных художественных собраний Дрездена, обнаружили, что небольшая китайская чаша для ополаскивания кистей представляет собой образец «керамики жу» — редчайшего стиля китайской керамики. Сейчас насчитывается менее 90 предметов керамики жу, и несколько лет назад аналогичная чаша была продана на аукционе за 28 миллионов долларов США.

В истории китайского прикладного искусства выделяют пять великих стилей керамики (у-да-мин-яо, 五大名窯), существовавших во времена династии Сун (960–1279). Эти стили носят названия жу (汝), цзюнь (钧), гуань (官), дин (定) и гэ (哥). Обычной практикой в ту эпоху была поставка большого количество керамических изделий из провинций в столицу, где лучшие образцы оставались в собственности императора, а часть использовалась для подарков отличившимся сановникам, храмам и зарубежным правителям. В редких случаях некоторые изделия продавались. Считается, что керамика стилей жу и цзюнь производилась только для императорского двора и могла попасть на более широкий рынок лишь изредка.

 

Сосуды стиля жу из коллекции китайского искусства сэра Персиваля Дэвида в Британском музее

 

Чаша в форме цветка из Музея императорского дворца в Тайбэе

Большинство изделий стиля жу покрыто характерной бледно-зеленоватой или бледно-голубой глазурью, цвет которой китайские авторы описывают как «цвет утиного яйца» или «синевы неба в просвете между облаков после дождя». Они сообщают, что в глазурь добавлялся агат, но современные исследователи отвергают это и считают, что цвет глазури достигался при помощи оксида железа с очень низким содержанием диоксида титана. Лишь в редких случаях изделия украшены растительным узором. В европейской терминологии такая глазурь обозначается термином селадон.

Изделия одной из конкурирующих школ — дин — при обжиге устанавливались в печь в перевернутом виде, поэтому по кромке отверстия у них оставался не покрытый глазурью ободок, который в готовом сосуде часто прикрывался полосой металла. В отличие от них, мастера стиля жу старались покрыть глазурью свои изделия целиком, чтобы усилить их сходство с нефритом. Поэтому в печи сосуды устанавливались на трех или пяти тонких металлических опорах. На готовом сосуде оставались лишь несколько небольших неглазурованных пятен — следы таких опор. Они назывались «семена кунжута». Другой характерной особенностью была густая текстура глазури, которая должна была «плавиться, но не течь». Способ обжига вел к большому количеству потерь, когда сосуд падал с опор и разбивался, к тому же обжигали сосуды дважды: сначала без глазури, а потом с нею.

 

Чаши для промывания кистей из Музея Шанхая. На обратной стороне одной из чаш видны «семена кунжута»

Место производства керамики жу держалось в секрете. Лишь в 1950 году археологи обнаружили остатки примерно полутора десятков печей для обжига в деревне Цинлянси (уезд Баофэн, провинция Хэнань) и предположили, что именно здесь делались сосуды жу. Окончательно это подтвердилось в 1977 году, когда историк керамики Е Чжэминь обнаружил в Цинлянси сосуд, который при анализе оказался идентичным образцу стиля жу из Пекина. В 1980–2000-х годах в Цинлянси проводились раскопки, во время которых была найдена мастерская и главная печь для обжига сосудов, предназначавшихся для отправки в столицу. Когда была исследована вся территория площадью 250 000 квадратных метров, ученые установили, что, помимо классических сосудов жу, здесь производилось большое количество керамики более низкого качества, а также черные и многоцветные изделия. Более того, несмотря на нарочитую скромность официального стиля жу, его производители, как оказалось, экспериментировали со сложными скульптурными формами, ажурными узорами и гравированным орнаментом.

Редкость изделий стиля жу связана не только с небольшими масштабами производства, но еще и с тем, что данная школа керамики существовала очень недолго. Обычно считается, что керамика жу производилась лишь двадцать лет, с 1086 по 1106 год, часть исследователей полагает, что этот период мог длиться больше. Но в любом случае с захватом китайской столицы чжурчжэнями в 1127 году и падением династии Северная Сун производство прекратилось. Печи были заброшены, мастера разошлись кто куда.

Однако стиль жу был признан одной из вершин китайской керамики, и позже при династии Цин императоры специально разыскивали керамику жу. Так, одним из самых больших ее ценителей был император Цяньлун, правивший в 1736–1795 годах. Он посвятил сосудам жу стихи, в которых называл их «редкими, как звезды на рассвете». К его коллекции восходит примерно половина известных сейчас предметов стиля жу. На 22 сосудах император приказал выгравировать свои стихи.

 

Чаша из Музея Виктории и Альберта в Лондоне

Появились и подражания. При императоре Юнчжэне (правил в 1722–1735) императорский двор целенаправленно производил реплики сосудов жу из дворцовой коллекции. Подлинные сосуды отправлялись в официальные мастерские императорского двора в Цзиндэчжэне для копирования. Сейчас изготовлявшиеся там изделия известны как «керамика типа жу». Имитации изделий стиля жу изготавливались и в Корее, причем производство там началось вскоре после прекращения деятельности изначальных мастерских, а керамика отличалась столь высоким качеством, что корейские сосуды часто путали с подлинными сосудами жу.

 

Ваза «типа жу». Имитация, сделанная в Цзиндэчжэне в XVIII веке

В 1923 году, когда императорская власть уже пала, но Запретный город еще не был преобразован в публичный музей и в нем еще жил отрекшийся последний император — семнадцатилетний Пу И, в Запретном городе случился пожар. Как писал в воспоминаниях Пу И, дворец подожгли служившие там евнухи, чтобы скрыть факт хищения дворцовых ценностей. Огонь охватил Дворец созидаемого процветания, в котором хранилась коллекция императора Цяньлуна. Часть собрания керамики жу и других стилей погибла безвозвратно, но некоторые изделия сохранили, несмотря на повреждение глазури. Сейчас следы этого пожара несут пятнадцать сосудов.

В 2017 году в каталоге, подготовленном ведущим экспертом по керамике жу Региной Краль (Regina Krahl), было перечислено 87 предметов и еще 5, подлинность которых нуждается в подтверждении. В этот каталог не было включено около двух десятков сосудов, в основном, поврежденных или фрагментарных, найденных во время раскопок последних десятилетий Цинлянси. Регина Краль написала, что эти изделия явно не предназначались для доставки к императорскому двору, а были оставлены в мастерских из-за обнаруженных недостатков или незавершенности (например, в неглазурованном состоянии).

Больше всего среди сохранившихся изделий стиля жу чаш для промывания кистей (38 штук), имеются также 25 блюд, 5 ваз, 6 специальных сосудов для нарциссов, 3 курильницы. Самым богатым собранием керамики жу из 21 предмета обладает Музей императорского дворца в Тайбэе (Тайвань). 17 предметов находятся в Британском музее, 15 — в музее Запретного города в Пекине, 8 — в Музее Шанхая, 2 — в Музее дизайна в Гётеборге, по одному предмету имеется в различных музеях Пекина, Осаки, Тяньцзиня, Гонконга, Кливленда, Филадельфии, Лондона, Сент-Луиса и Оксфорда. Есть несколько предметов, по поводу которых нет консенсуса. Например, в 2016 году Художественный музей Цинциннати объявил, что трехногий сосуд (курильница) из его коллекции представляет собой подлинное изделие стиля жу. Три предмета находятся в частных собраниях. 3 октября 2017 года чаша для промывания кистей стиля жу, диаметром 13 см, на аукционе Sotheby's в Гонконге была продана за 294,3 миллиона гонконгских долларов, то есть почти 28 миллионов долларов США.

 

Сосуд для нарциссов. Музей императорского дворца в Тайбэе

 

Трехногий сосуд из Художественного музея Цинциннати

 

Чаша, проданная в 2017 году в Гонконге

Сосуд из Дрездена, который может быть признан восемьдесят восьмым предметом керамики стиля жу, тоже представляет собой чашу для мытья кистей. Диаметр сосуда — чуть более двенадцати сантиметров. Его полупрозрачная зеленовато-голубая глазурь покрыта узором из трещин, известным как «растрескавшийся лед». Такой узор возникал после обжига из-за того, что сосуд и глазурь сжимались с разной скоростью.

Чаша была куплена немецким врачом и страстным коллекционером китайского фарфора Оскаром Рюккер-Эмбденом во время пребывания в Китае. В 1927 году коллекционер продал чашу Эрнсту Альберту Циммерманну, директору дрезденского Музея фарфора. В то время чаша считалась корейским подражанием стилю жу. Ее истинное происхождение было определено лишь недавно во время полной инвентаризации музейного собрания, в которой участвовала привлеченная международная группа экспертов. В 2018 году сотрудники музея Запретного города в Пекине предупредили немецких коллег, что их «корейская» чаша на самом деле может быть подлинным произведением стиля жу. Теперь этот вывод подтвердила и Регина Краль.

«Конечно, мы знали, что в дрезденском Музее фарфора можно найти драгоценные сокровища, и некоторые из них малоизвестны. Но то, что среди них одно из легендарных керамических изделий стиля жу — настоящая сенсация. Чаша была сделана для китайского императорского двора более 900 лет назад. Поскольку вскоре после этого династия Сун была изгнана на юг Китая захватчиками, керамика жу сразу после своего создания стала мифологизированным памятником идеализированного потерянного прошлого. По сей день она считается иконой китайской культуры, хотя ее чрезвычайная редкость означает, что лишь у немногих есть шанс полюбоваться оригиналом, не говоря уже о том, чтобы владеть им. Эта пропитанная историей маленькая чаша очень популярна в Дрездене, где Август Сильный собрал самую большую коллекцию китайского фарфора за пределами Азии», — говорит директор музея Юлия Вебер.