Прародина конопли

Коллектив ученых из Швейцарии, Великобритании, Индии, Пакистана, Катара и Китая во главе с исследователями из Лозаннского университета провел генетическое исследование, чтобы установить, где люди впервые начали выращивать коноплю.

Конопля посевная (Cannabis sativa) использовалась людьми с древних времен как источник текстиля, масла, а также как лекарственное и одурманивающее средство. Использование конопли в качестве наркотика, изменяющего сознание, было подтверждено археологическими находками в доисторических обществах Евразии и Африки. Древнейшим письменным свидетельством использования конопли стал фрагмент из «Истории» Геродота.

«В Скифской земле произрастает конопля — растение, очень похожее на лен, но гораздо толще и крупнее. Этим конопля значительно превосходит лен. Ее там разводят, но встречается и дикорастущая конопля. Фракийцы изготовляют из конопли даже одежды, настолько похожие на льняные, что человек, не особенно хорошо разбирающийся, даже не отличит — льняные ли они или из коноп­ли. А кто никогда не видел конопляной ткани, тот примет ее за льняную. Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия» (IV, 74–75, перевод Г. А. Стратановского).

Историки полагают, что в данном случае Геродот описал обычай ритуального использования конопли для шаманского экстаза. В связи с этим часто вспоминают термин, которым Страбон называет жителей фракийской Мизии: «По сообщению Посидония, мисийцы из благочестия воздерживаются употреблять в пищу живые существа, поэтому не едят и домашних животных. Они питаются медом и сыром, ведя мирную жизнь, поэтому их называют "богобоязненными" и "капнобатами"» («География», VII, 3, 3, перевод Г. А. Стратановского). Буквально слово kapnobatai означает «ходящие по дыму» или «блуждающие в дыму» (καπνός «дым» и βατειν «ходить»). Часть комментаторов предполагает, что в текст тут вкралась ошибка и на самом деле следует читать kapnopatai или kapnobotai («поглощающие дым»), что следует понимать как «питающиеся ничтожной, легкой, как дым, пищей». Однако есть гипотеза, что название «ходящие по дыму» следует понимать буквально и что оно отражает шаманские практики с вдыханием дыма конопли для достижения экстатического транса.

Конопля была также известна ассирийцам, которые, вероятно, использовали ее в качестве ароматического вещества. Они назвали растение qunnabu или qunnubu, что может означать «способ производства дыма». Вероятно, к этому слову восходит древнегреческое слово κάνναβις, ставшее источником названий конопли во многих языках. В 2020 году следы конопли были обнаружены двух каменных алтарях в храме VIII века до нашей эры древнего поселения Тель-Арад в Иудее. Существует даже спорная гипотеза о том, что конопля использовалась в обрядах раннего иудаизма и что растение упомянуто в ветхозаветных текстах как канех босем (в синодальном переводе «тростник благовонный»). Подробнее об этом можно прочитать в отдельном очерке «Конопля на древнем алтаре».

В Китае психоактивные свойства конопли были описаны в трактате «Шэнь-нун бэнь цао цзин» («Канон Шэнь-нуна о корнях и травах» II–I века до нашей эры), приписываемом мифическому первопредку-императору Шэнь-нуну. Дым сжигаемой в курильницах конопли вдыхали даосы. В даосских трактатах указывалось лучшее время для сбора пыльцы и семян конопли. В китайской мифологии существует персонаж Ма-гу (麻姑, «Конопляная дева»), одна из даосских бессмертных. В одном из своих перерождений Ма-гу жила в IV в. н. э. в месте под названием Магушань (Гора Конопляной девы) и занималась приготовлением снадобья бессмертия. По преданию, 3-го числа 3-го месяца, в день рождения Владычицы Запада Си-ван-му, Конопляная дева подносит ей чудесный гриб линчжи и вино. Существует версия, что конопля входила в состав легендарного обезболивающегося средства ма-фэй-сань, которое использовал во время хирургических операций врач Хуа То (141–208 годы).

Археологи обнаружили, что сплетенные из конопли веревки использовались для нанесения рисунка на керамику археологической культуры Яншао (среднее течение Хуанхэ, 5–3-е тысячелетия до н. э.). Также в этой культуре, еще не освоившей выращивание хлопка, из конопли делали одежду. Еще более древние находки керамики с узором, сделанным при помощи веревок, происходят из Южного Китая и острова Тайвань (12 тысяч лет назад). Позднее китайцы использовали коноплю для изготовления одежды, обуви, веревок и одной из первых форм бумаги.

На основе археоботанических данных в качестве родины конопли посевной предлагались различные регионы Азии — от Малой Азии до Северного Китая. Склонность культурных растений становиться одичавшими (и, возможно, смешиваться со своими дикими предками) усложнила реконструкцию истории одомашнивания этого вида.

Авторы исследования проанализировали 110 полных геномов, охватывающих полный спектр от дикорастущих одичавших растений, местных сортов, исторических сортов до современных гибридов. «Мы показываем, что Cannabis sativa была впервые одомашнена в раннем неолите в Восточной Азии и что все современные сорта происходят от генофонда, который в настоящее время представлен дикими растениями и местными сортами в Китае, — сообщают ученые. — Вопреки широко распространенному мнению, согласно которому конопля связывается с центральноазиатским центром одомашнивания сельскохозяйственных культур, наши результаты указывают на единственный источник одомашнивания Cannabis sativa в Восточной Азии, что согласуется с ранними археологическими данными». Из Китая конопля распространилась на Ближний Восток и далее в Европу. Первая археоботаническая находка C. sativa на Индийском субконтиненте датируется 3000 годом до н. э.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.