Индийские мифы

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Девдатта Паттанаика «Индийские мифы. От Кришны и Шивы до Вед и Махабхараты» (перевод Дарьи Смирновой).

Индийская мифология исключительно разнообразна. В ней есть 330 миллионов божеств. Есть боги и богини, духи, личные боги, домашние боги и боги пространства и времени. Есть боги для каждой касты и те, что заботятся о ремесленниках. Есть боги, охраняющие природу, живущие на деревьях и те, что принимают форму животных. Некоторые увлечены минералами, некоторые — геометрическими формами. Индийский специалист по мифологии Девдатт Паттанаик пересказывает сюжеты из Вед, упанишад, Махабхараты и других важнейших текстов индуизма как захватывающие истории. Доступные объяснения и оригинальные иллюстрации оживляют этот удивительный мир и помогают понять самые сложные концепции. Читатель узнает о главных божествах, духах и демонах, а также о том, что в действительности представляют собой понятия кармы, йоги, тантры, дхармы и сансары.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Учетная книга Ямы

В этом разделе анализируются основополагающие принципы вселенной: желание и судьба

В упанишадах говорится, что один мальчик Начикетас как-то спросил у Ямы, бога смерти, что происходит с человеком после кончины. Яма ответил не сразу. Потому что даже боги не знают наверняка. Затем он дал мальчику ответ, в котором изложены главные принципы индуистского понимания жизни и смерти.

Яма утверждает, что у тела две части: душа и плоть, атма и шарира. Атма бессмертна. Только шарира может умереть. Душа окружена тремя шарирами:

1. Стхула-шарира, или плоть.

2. Сукшма-шарира, или ум[1].

3. Карана-шарира, или каузальное тело, память о прошлых деяниях.

Смерть наступает, когда посланники Ямы, яма-дуты, вытаскивают ум из плоти. Когда это происходит, плоть становится равнодушной и нечувствительной ко всем внешним раздражителям. Она начинает разлагаться. Плоть следует кремировать, а череп — расколоть, чтобы душа и каузальное тело могли выйти. Во время последующих погребальных церемоний живые желают душе, облеченной в каузальное тело, добраться через Вайтарани[2] до страны мертвых, где правит Яма и обитают питри.

 

Три тела

Питри — это предки, мертвые, дожидающиеся перерождения, подданные Ямы. У них нет плоти и, следовательно, пола. У них нет ума и, следовательно, эго. Но у них есть душа и каузальное тело. В таком облике они предстают перед Ямой. Он определяет их судьбу. Перед тем как вынести вердикт, Яма всегда советуется со своим помощником, Читрагуптой, который скрупулезно ведет записи обо всех поступках дживы на протяжении жизни. Каузальное тело есть не что иное, как учетная книга Читрагупты, записи прошлых деяний.

Ведя учет, Читрагупта классифицирует поступки, подразделяя их на те, которые приносят долг, и те, которые приносят прибыль. Эгоистичные поступки, которые предъявляют запросы к миру и потакают эго, увеличивают долги. Бескорыстные поступки, во время которых эго жертвует удовольствием во имя блага мира, увеличивают прибыль. Если питри должен уплатить долги, Яма связывает его и отправляет обратно в мир, принуждая рождаться вновь. Если долгов нет, Яма отпускает питри, тем самым освобождая от обязанности перерождения. Таким образом, перерождение и освобождение — два возможных пути для мертвых.

Индуистские погребальные ритуалы включают манипуляции с огнем и водой. Тело кремируют, а кости и прах бросают в реку. Огонь выступает в роли пламени мокши, или освобождения. Река представляет сансару, царство перерождений. Таким образом символически отмечаются оба возможных для души варианта. Следовательно, Яма, который решает, каким путем душа пойдет дальше, является не только богом смерти, но и богом судьбы.

Яма

 

Яма — темнокожий и бесстрастный правитель мертвых. Он ездит на буйволе и медленно приближается к каждому существу с самого дня его рождения. Яма нетороплив, но неутомим в своем преследовании. С собой он несет веревку, которой привязывает всех существ к сансаре до тех пор, пока они не выплатят свои кармические долги и не насладятся своей кармической прибылью. Также он держит булаву, означающую, что он есть Дхарма, бог порядка, абсолютно беспристрастный в своих суждениях. Он определяет будущие обстоятельства жизни дживы, основываясь на записях прошлых поступков.

Согласно закону кармы, каждая джива обязана встретиться с последствиями всех своих действий. Яма — блюститель этого закона. Когда становится ясно, что у питри есть неоплаченные долги и он должен вновь родиться в сансаре, Яма решает, какими будут обстоятельства его следующей жизни: время рождения, время смерти, тип тела, тип семьи, а также удачи и несчастья. Все это выбирается в соответствии с записями Читрагупты. Следовательно, жизнь является воплощением кармической ведомости. Яма бесстрастно выполняет свой долг. Никакие эмоции его не трогают. Никакие предпочтения или предубеждения не влияют на его решения. И поэтому он Дхарма, бог порядка. В следующей истории Яма становится жертвой тех самых законов, которые он призван исполнять.

Прошлая жизнь Видуры

Однажды поймали нескольких воров, спрятавшихся в уединенном жилище мудреца Мандавьи. Мудрец, погруженный в глубокую медитацию, даже не подозревал об их присутствии. Но воины, которые поймали воров, не поверили ему. Они обвинили его в пособничестве ворам и убили, пронзив копьем. Мандавья спросил Яму, почему с ним так бесчеловечно поступили. Яма ответил, что это наказание Мандавьи за его жестокость в детские годы: ради развлечения он ловил мух и протыкал их черенком кокосового листа. Мандавья считал, что дети невинны и их поступки не должны заноситься в учетную книгу Ямы. В ярости он проклял Яму, пожелав ему родиться на земле от женщины низкой касты. Его отец будет царем, а мать — наложницей. И хотя он будет обладать всеми качествами достойного царя, из-за низкого происхождения ему никогда не позволят надеть корону. Вследствие этого проклятия Яма родился Видурой, дядей Пандавов и Кауравов, который, несмотря на его выдающиеся качества, никогда не смог бы стать царем. (Махабхарата)

Причина несчастья Видуры — в проклятии. Точно так же удача может быть следствием благословения. Проклятия и благословения — сюжетные приемы, с помощью которых объясняется концепция кармы. Проклятие — это манифестация долгов. Благословение — манифестация прибыли. Проклятия и благословения связывают действие и его последствия. Приговор Ямы — это действие, проклятие Мандавьи — последствие. Последствия, в свою очередь, становятся раздражителем и провоцируют ответную реакцию. Проклятие Мандавьи — это раздражитель, а безропотное приятие Ямой проклятия — ответная реакция.

Если долги и проклятия приносят несчастья, то прибыль и благословения приносят радость. В следующей истории Дхрува страдает оттого, что его лишили отцовского внимания, но его страдания прекращаются, когда он завоевывает расположение Бога. Расположение Бога проявляется в благословении.

Дхрува

У Уттанапады было две жены, Сунити и Суручи, каждая из которых родила ему сына. Суручи была его любимицей. Однажды Суручи увидела, что сын Сунити, Дхрува, сидит у Уттанапады на коленях. Она стащила его и увела прочь со словами: «Только мой сын может сидеть у него на коленях». Дхрува пошел к матери, которая утешила его, сказав: «Ты всегда можешь сидеть на коленях Вишну, нашего Господа, отца всех на свете». Дхрува, которому было пять лет, убежал из дома и пошел в лес искать Вишну. «Где мне найти его?» — спросил он у мудрецов. «Он повсюду. Просто помолись ему, и он придет». Дхрува стал молиться. Закончив молитву, он открыл глаза, но Вишну нигде не было. «Нужно молиться очень усердно, если хочешь, чтобы Бог пришел к тебе», — сказали мудрецы, умиленные наивностью ребенка. Тогда Дхрува решил сидеть на одном месте, закрыть глаза и молиться до тех пор, пока Вишну не появится перед ним. Минуты перерастали в часы. Часы — в дни. Дни — в недели. Недели — в месяцы. Дхрува не двигался, не открывал глаза и не прерывал молитвы. Мудрецы с изумлением наблюдали за ним. Птицы и животные удивлялись при виде его. Духи леса в почтении собрались вокруг него. Наконец у Вишну не осталось иного выбора, кроме как появиться перед мальчиком. «Чего ты хочешь?» — спросил он. Дхрува, придя в восторг, открыл глаза и ответил: «Посидеть у тебя на коленях». Вишну поднял Дхруву и посадил к себе на колени. Никто не может стащить Дхруву с колен Вишну. Он сидит там до сих пор, сияя на небе Полярной звездой. (Фольклор, основанный на Бхагавата-пуране)

Трудно понять, где заканчивается влияние благословения и начинается влияние проклятия. В следующей истории показано, как долгосрочное благословение может быть во вред, в то время как от проклятия может быть польза.

Изгнание Рамы

Кайкейи, любимая жена Дашаратхи, спасла ему жизнь в битве. В благодарность он благословил ее исполнением трех желаний. Накануне коронации ее пасынка Рамы она напомнила царю о благословении и сказала: «Пусть Рама откажется от трона, пусть он четырнадцать лет живет в лесу отшельником, и пусть вместо него правит мой сын Бхарата». Дашаратхе не оставалось ничего иного, кроме как исполнить ее желания. Когда Рама ушел в изгнание, Дашаратха вспомнил о несчастье, которое случилось с ним в юности. Во время охоты он случайно подстрелил юношу по имени Шравана, единственного ребенка слепой пары, который ухаживал за родителями. Скорбя об утерянном сыне, родители Шраваны прокляли Дашаратху, сказав, что он умрет от разбитого сердца из-за расставания с сыном. Во время своего изгнания Рама убил Равану, к вящей радости дэвов, которые находились под гнетом царя ракшасов. (Рамаяна)

Если бы Дашаратху не прокляли, а Кайкейи не использовала три желания на недоброе дело, Рама никогда бы не ушел в лес и Равану никто бы не убил. Последствия проклятий и благословений переплетаются друг с другом, создавая канву сюжета.

Анализируя индуистские предания, легко заметить, как часто в них упоминаются проклятия и благословения. С их помощью объясняются различные ситуации. Они двигают сюжет вперед. Проклятия и благословения — ключевые инструменты, чтобы объяснить идею кармы. В мире индуистов ничего не происходит просто так. Каждое событие — следствие прошлого, результат проклятия или благословения. Удача предопределена. Несчастье предрешено.

Но судьба не статична. Ее можно изменить. В следующей истории царевна преодолевает свою судьбу с помощью благословения, которое дал ей сам Яма.

Савитри

Царевна Савитри была единственным ребенком своего отца. Она полюбила Сатьявана, царевича, чей отец был изгнан врагами из своего царства и поэтому жил в лесу в крайней бедности. Отец Савитри был против этой свадьбы не только потому, что Сатьяван был беден, но и потому, что Сатьявану было судьбой предначертано умереть через год после женитьбы. Тем не менее Савитри последовала зову сердца. В назначенный час Яма затянул петлю и вытащил жизнь из тела Сатьявана. Савитри последовала за ним. «Возвращайся и кремируй тело», — посоветовал ей Яма. Она отказалась и продолжала следовать за ним в страну мертвых. Рассерженный Яма предложил ей благословение — исполнение трех ее желаний, только чтобы она ушла: «Все, что угодно, кроме жизни твоего мужа». Сначала Савитри попросила, чтобы у ее отца был сын и наследник. Потом попросила, чтобы свекор вновь обрел свое царство. И наконец, она попросила стать матерью сыновей Сатьявана. «Да будет так», — сказал Яма и направился дальше к стране мертвых. Но вскоре он заметил, что Савитри по-прежнему не отстает. «Ты дала мне слово, что вернешься к живым», — сказал он. «Ты не оставил мне выбора. Ты сказал, что я буду матерью детей Сатьявана. Разве мертвое тело может сделать меня матерью? Получается, я должна последовать за джива-атмой Сатьявана в страну мертвых». Яма понял, что его перехитрили. Он блюститель закона кармы, и его благословения должны претвориться в жизнь. Савитри могла стать матерью детей Сатьявана только в одном случае — если он оживет. Что и произошло. (Махабхарата)

Упорство Савитри помогает ей получить благословение, так же как упорство Дхрувы помогает ему снискать благоволение Вишну. Корень этого упорства — в желании, в отчаянной жажде чего-либо. Желание — мощная сила Брахманды, такая же мощная, как судьба.



[1] Букв. «тонкое тело».

[2] Мифическая река, протекающая по царству Ямы. Считается также, что она отделяет мир живых от мира мертвых.