Военно-техническое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

Текст: Андрей Фролов  

Резкий прорыв на "индийском направлении", произошедший осенью 2018 года в военно-техническом сотрудничестве России и Индии, который знаменует начало практической реализации межправительственных соглашений, подписанных в октябре 2015 года, заставляет еще раз взглянуть на оружейный рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона с точки зрения присутствия там России. 

На фото: ПЗРК "Игла-С", зенитно-ракетный комплекс


Судя по всему, и в ближайшие годы он сохранит свое доминирование в географии поставок оружия из России. Однако не менее важно посмотреть на историю ВТС России со странами региона и отметить его особенности. 

Россия и СССР имеют давнюю историю поставок вооружения в различные страны Азии. Во времена царской России имели место поставки стрелкового оружия в Корею и Китай; в советский период (в 1920–1930-е годы) осуществлялись крупные поставки вооружений в Китай, причем как коммунистическим силам, так и Гоминьдану. Монгольская народная республика на всем протяжении существования также была крупным получателем вооружений из СССР в силу близости. После Второй Мировой войны, наряду с продолжением поставок в коммунистический Китай, СССР начал поставлять оружие в КНДР, затем в Индонезию и Северный Вьетнам. С 1961 года началось активное сотрудничество по линии ВТС с Индией, причем несколько ранее имелись контакты и с Пакистаном. В дальнейшем, в 1970-х годах, к числу получателей оружия добавились Лаос и Кампучия (Камбоджа). 

С развалом СССР возобновилось ВТС с Китаем (которое стало восстанавливаться еще в конце 1980-х годов), а после 1991 года – усилилось сотрудничество с Индией. При этом имели место прорывы на рынки, ранее закрытые для СССР. Это Малайзия и Южная Корея, а также Бангладеш и Мьянма. Довольно важным шагом стало возвращение на рынок Индонезии. В 2000-х годах к списку покупателей (получателей) российского вооружения добавились Таиланд и Филиппины.

Говоря о ситуации в 2010-х годах, необходимо отметить следующее. Объективная оценка ВТС России со странами АТР с каждым годом становится все сложнее в силу тенденции к закрытости информации о ВТС России в целом. Тем не менее, некоторые показатели просачиваются в СМИ, кроме того, становятся известными ряд контрактов со странами региона.

Так, исходя из анализа открытых данных, можно утверждать, что на всем протяжении 2010-х годов в пятерку крупнейших покупателей российского оружия из числа стран региона регулярно входили Индия, Китай и Вьетнам. С Китаем ситуация тем более показательна, что как раз на конец 2000-х – начало 2010-х пришлось "затухание" очередной волны крупных китайских контрактов, но заключение новых (в первую очередь на 24 истребителя Су-35 и четыре полка ЗРС С-400) изменили эту тенденцию.

Так, в 2013 году, по официальным данным, на Китай и СНГ пришлось 13% российского оружейного экспорта. В 2015 году на АТР в целом приходилось 42% поставок российских вооружений, при том, что на Ближний Восток и Северную Африку – 36%. Также сообщалось (в 2016 году), что объем заказов с Китаем достиг 8 млрд долларов, или 16% от всего портфеля, а поставки в том же году достигли 3 млрд долларов, или почти 20% от всего годового объема оружейного экспорта.

Интересно, что в 2017 году доля АТР в оружейном экспорте еще более выросла – до 45%, что, видимо, связано с ростом отгрузок по крупным контрактам с Китаем. Также сообщалось, что в прошлом году на Индию пришлось 16% от всех экспортных заказов на российское оружие, а портфель заказов составил 4 млрд долларов.

В 2018 году на Китай пришлось 15% портфеля заказов (6,75 млрд долларов) и 12% от поставок (1,92 млрд долларов). Интересно, что с 2013 года доля КНР в портфеле выросла с 5 до 14–15%. Вьетнам в портфеле заказов законтрактовал оружия на 1 млрд долларов.

Кроме того, благодаря заключению крупных контрактов с Индией на ЗРС С-400, фрегаты проекта 11356 и ПЗРК "Игла-С" и с Индонезией на истребители Су-35, в 2018 году удалось совершить довольно серьезный рывок в новой контрактации в целом.

С другой стороны, именно страны этого региона стали первыми пострадавшими от американских санкций в отношении российского оружейного экспорта. В сентябре США ввели первые официальные санкции по закону CAATSA – за покупку истребителей Су-35 и ЗРС С-400 они были введены против китайского Управления развития вооружений Центрального военного совета в целом и его руководителя генерала Ли Шанфу, хотя эти контракты были подписаны задолго до принятия CAATSA.

Санкции привели и к сложностям с оплатой уже поставленной продукции, причем даже в случае такой крупной державы, как Индия. В июне стало известно, что платежи со стороны Индии по большинству оружейных контрактов с Россией не поступают с апреля 2018 года.

Это было связано с введенными в соответствии с американским законом CAATSA санкциями против АО "Рособоронэкспорт", которые угрожают так называемыми вторичными санкциями его контрагентам. В качестве мер для решения этой проблемы была предпринята разработка новых вариантов оплаты – клиринговых расчетов и расчетов через валюты других стран, которые формально вывели бы индийские банки из-под действия CAATSA.

Говоря об особенностях ВТС России со странами АТР, нужно отметить следующие характерные черты: 

  • Как правило, именно страны этого региона становились стартовыми заказчиками для новых российских вооружений (истребители Су-30МКИ, Су-35, фрегаты проекта 11356, ЗРС С-400). 
  • Специфика торговли со странами региона в период 2011–2018 годов состоит в доминировании контрактов на поставку авиационной техники. 
  • В ВТС со странами АТР используется наиболее широкий спектр финансовых инструментов (средства покупателя, российский кредит, бартер, безвозмездная передача, использование национальных валют). 
  • Страны региона стали первыми явными жертвами американского закона CAATSA в части ВТС с Россией (Индонезия, Индия и Китай). 
  • России приходится не только испытывать конкуренцию со стороны традиционных оппонентов (ВПК стран Запада, Израиля и Китая), но и сталкиваться с растущими возможностями ВПК стран региона. 
  • После 2014 года страны АТР фактически стали единственным источником российского военного импорта, в первую очередь, комплектующих для производимых в России платформ. 

 

НОЗС_02-2019_Инфографика_Статья Фролова_ВТС в АТР

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
№ 2 (55) 2019г. , Санкт-Петербург