В рамках конференции "Гособоронзаказ. Состав затрат и финансовый мониторинг", которая проходила с 14 по 15 марта в Санкт-Петербурге, среди прочего обсуждалась проблема непоступления денег в сфере ГОЗ от головного исполнителя к исполнителю, уже выполнившему свои обязательства по контракту.
Разберем ситуацию с правовой точки зрения.
Текст: Наталья Рыбинская, генеральный директор "Петербургского судебно-правового бюро"
Существует проблема непоступления денег от головного исполнителя гособоронзаказа к исполнителю, уже выполнившему свои обязательства по контракту. Поскольку срок оплаты в контракте традиционно оказывается фактически не определен и зависит от получения денег головным исполнителем от заказчика, т.е. от Минобороны РФ.
"Можно ли каким-то образом повлиять на ситуацию, когда нижестоящие в кооперации соисполнители не получают денег, пока их не получил головной исполнитель?", – спрашивают представители производств.
Конечно, Минобороны советует не заключать контракты на таких условиях оплаты, т.к. в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2013 №1275 "О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу" отсутствуют подобные обязательные условия. Но в рамках правоприменительной практики избежать заключения исполнителем контракта именно на таких условиях не удастся. И вот почему.
В соответствии с пунктом 4 "Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 №1275, условия контракта, заключаемого головным исполнителем с исполнителем, осуществляющим поставку продукции в целях выполнения государственного контракта, определяются условиями соответствующего государственного контракта, заключенного государственным заказчиком с этим головным исполнителем.
Следовательно, условия контракта между компанией (головным исполнителем государственного контракта), а также условия всех контрактов (договоров), заключенных компанией во исполнение контракта, определены условиями государственного контракта.
Если в соответствии с условиями контракта финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, и оплата производится только при условии получения денежных средств от государственного заказчика (Минобороны России), то во исполнение вышеизложенных требований действующего законодательства аналогичные условия включаются и в контракты с соисполнителями.
Данная позиция судов основана на положениях ст. 157, 309, 310, 702 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и согласуется с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2017), утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017.
Таким образом, условия контрактов субподряда относительно того, что срок оплаты выполненных исполнителем работ исчисляется с момента сдачи генеральным подрядчиком результата этих работ заказчику по договору или с момента получения генеральным подрядчиком оплаты от заказчика, не противоречит действующему законодательству.
Подтверждение указанной позиции можно найти в следующих решениях судов:
- Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.01.2019 №Ф05-17662/2017 по делу №А40-224658/2016;
- Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2019 №Ф05-23354/2018 по делу №А40-203532/2017;
- Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.04.2018 №Ф05-3677/2018 по делу №А40-213853/2016.
©"Новый оборонный заказ. Стратегии"
Санкт-Петербург, апрель 2019г.
Конференция для исполнителей гособоронзаказа проходила в Санкт-Петербурге 14-15 марта 2019г.