Отовсюду не уволят

В Петербурге таксист избил и ограбил клиента за долгое ожидание. Новости о таких происшествиях появляются несколько раз в месяц, а агрегаторы, как правило, не несут никакой ответственности за нападения на пассажиров. В первом чтении законопроект о госрегулировании такси был принят Госдумой в декабре 2018 года, сейчас его готовят ко второму чтению.

По данным РЕН-ТВ, пассажир попросил таксиста подождать его у дома, чтобы потом он отвез его домой. Позже мужчина отказался от поездки и отдал 200 рублей за первый вызов. Но таксист заявил, что этого мало, так как ему пришлось долго ждать. Мужчина отказался дать больше, из-за чего водитель полоснул его по лицу обратной стороной лезвия ножа и потребовал деньги. После он ударил клиента кулаком и уехал. По данным «Интерфакса», мужчина отобрал у клиента 7,7 тысяч рублей. Как сообщает пресс-служба регионального ГУ МВД, водитель уже задержан, на него завели уголовное дело по ч. 2 ст. 161 УК РФ (грабеж). Нападавший гражданин Азербайджана работает в «Яндекс.Такси».

В сентябре в Екатеринбурге водитель такси Uber угрожал пассажиру с ДЦП и второй группой инвалидности. Таксист не постеснялся оскорбить его именно по этому признаку. Клиент написал жалобу в службу поддержки Uber. Там ответили, что разберутся и пообещали уволить водителя, но спустя неделю он по-прежнему работал, а на новые жалобы в поддержке не стали отвечать.

Несколько дней назад актриса Юлия Ауг рассказала о конфликте с водителем «Яндекс.Такси» в Подмосковье. По ее словам, мужчина за рулем просматривал соцсети, а потом и вовсе попытался высадить ее. «Я говорю, что напишу в службу поддержки и добьюсь того, чтобы его уволили. На что он мне отвечает: "Мне без разницы, у меня много агрегаторов, отовсюду не уволите, вы, русские, вообще ничего не можете"» — написала Юлия у себя в Facebook. Пост собрал большое количество комментариев, в которых люди делились своим неприятным опытом поездок в такси.

В сентябре стартовал суд по иску 37-летний москвички Ольги Садвокасовой, которая чудом осталась жива после зверского избиения водителем такси. Она подала иск к агрегатору, оценив моральный и материальный ущерб в три с половиной миллиона рублей. «Это раньше агрегаторы открещивались от отвественности, мол мы просто предоставляем заказы. На самом деле это не так и есть решение Верховного суда, которое является прецедентом. В данном случае водитель находился на рабочем месте и ответственность за его поступки должен нести работодатель», —объяснила правозащитник Елена Гращенкова.

В конце 2018 года Ольга направляла обращение к президенту Владимиру Путину. «Получается, что я воспользовалась услугами крупнейшей, известнейшей компании, заказала машину с желтыми номерами, но это меня никак не защитило от нападения обезумевшего бандита,— писала она президенту.— Непонятно, почему он ездил на фирменной машине с желтыми номерами, что означало для меня гарантию, легальность, а значит, и безопасность. Оказалось, что "Яндекс.Такси" за водителей ответственности не несет, подключая их к программе без каких-либо проверок. Любой психопат, наркоман, шизофреник, маньяк и насильник может прикрыться брендом крупной корпорации и беспрепятственно получить доступ ко мне, моим детям, родственникам».

В Роспотребнадзоре обещают усилить контроль за агрегаторами: с 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция закона «О защите прав потребителей». Впервые было введено универсальное понятие (не только для перевозок) «владелец агрегатора информации о товарах» — под этим термином понимается организация или ИП, владеющие сайтом, где можно ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара, заключить договор, произвести оплату и т. д.

Готовящийся ко второму чтению в Госдуме проект закона о такси пока вызвал резкую критику Государственно-правового управления (ГПУ) администрации президента. Там полагают, что принятие документа ограничит рынок агрегаторов такси и приведет к росту цен.

Вице-премьер Максим Акимов поручил Минэкономразвития, Минтранса и АНО «Цифровая экономика» совместно с фондом «Сколково» и правительством Москвы рабочую группу по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Она должна быть сформирована до 30 ноября 2019 года.  Активисты общественного движения «Синие ведерки» и представители Общероссийского объединения пассажиров предложили Акимову включить в нее всех участников рынка и правозащитников. По их мнению, одним из вариантов решения проблемы могло бы стать создание специальной надзорной службы, которая занималась бы поддержкой пассажиров и контролем за соблюдением их законных прав по возмещению вреда, полученному при передвижении в московском такси.