Корабли, самолёты и штабы военно-морского флота объединят в единую сеть

ВМФ России успешно внедряет новые системы обмена данными, позволяющие кораблям, самолётам и береговым штабам в режиме реального времени обмениваться информацией. В настоящий момент проводятся работы по интеграции самолётов палубной авиации в данную систему. 

Как сообщалось ранее, российские палубные истребители МиГ-29К уже получили новые системы обмена информацией, а в ближайшем будущем ими оснастят и тяжёлые палубные истребители Су-33, которые будут проходить модернизацию. Также сообщается, что благодаря этому российские самолёты палубной авиации смогут выдавать целеуказание для противокорабельных ракет, а также заранее "оповещать" корабельные системы ПВО о противнике. 

Фактически, речь идёт о создании единой тактической системы обмена данными, наподобие известной американской системы обмена информацией "Link-16". В рамках данной системы, каждый самолёт корабль, является одним из её "абонентов" и полученная им информация мгновенно передаётся всем прочим участникам сети. Как сообщается в открытых источниках новая система получила название Единой Системы Управления (ЕСУ) ВМФ. 

ЕСУ ВМФ позволяет в режиме реального времени формировать интерактивную карту района боевых действий и "наносить" на неё поступающую информацию, и самое главное - оперативно доносить информацию до командных структур и сократить до минимума время принятие решений. 

Рассмотрим наиболее значимые возможности, которые обеспечивает интеграция в данную систему самолётов палубной авиации.

Выдача целеуказания для противокорабельных крылатых ракет (ПКР). Тяжёлые сверхзвуковые ПКР являются основой ударной мощи ВМФ России.  Сверхзвуковая скорость полёта, в том числе и на предельно малых высотах, наличие на борту средств радиоэлектронной борьбы индивидуальной защиты, возможность маневрирования и прочие присущие российским ПКР возможности обеспечивают высокую вероятность прорыва даже наиболее мощных и совершенных корабельных систем ПВО. Более того, в настоящий момент для ВМФ России создаются и испытываются уже гиперзвуковые ПКР, которые и вовсе будут практически неуязвимы для современных средств ПВО.

Однако, применение данных ПКР на максимальную дальность, достигающую 500 и более километров существенно затруднено - оно невозможно без внешнего целеуказания, позволяющего определить положение кораблей противника относительно носителя ПКР. И если подводные лодки-носители подобных ПКР могут получить при необходимости целеуказания по данным от собственного гидроакустического комплекса, пусть и сблизившись на достаточно малое (порядка 100-150 километров) относительно максимальной дальности пуска ПКР расстояние, то надводные корабли-носители дальнобойных ПКР полностью зависимы от внешнего целеуказания.  В ВМФ СССР целеуказание для стрельбы ПКР обеспечивалось системой "Успех", размещённый на специальных носителях - вертолётах Ка-25РЦ и тяжёлых самолётах разведки  и целеуказания Ту-95РЦ, а также системой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) "Легенда". При этом, боевая устойчивость авиационных средств целеуказания была очень низкой, в виду того, что большой, маломанёвренный и безоружный разведчик или вертолёт крайне уязвим для истребителей противника.

В настоящий момент целеуказание для стрельбы ПКР обеспечивается новой системой МКРЦ "Лиана", на порядок более совершенной и надёжной, нежели советская "Легенда". Однако оснащение палубных истребителей оборудованием обмена данными ЕСУ ВМФ обеспечит возможность получения целеуказания не дожидаясь информации от спутника. Кроме того, интегрированные в данную систему истребители смогут в режиме "онлайн" передавать данные и самолётам-носителям ПКР. К примеру, в состав вооружения палубных истребителей МиГ-29К входят сверхзвуковые ПКР Х-31А. 

Взаимодействие с корабельными системами ПВО. Информация, получаемая от бортовых РЛС истребителей и обрабатываемая в режиме реального времени, позволит средствам ПВО заранее подготовится к отражению удара, что особенно актуально при отражении удара низколетящих средств воздушного нападения. Также, вполне возможно, что в будущем, интегрированные в ЕСУ ВМФ смогут осуществлять загоризонтное наведение зенитных ракет новых и переспективных корабельных ЗРК (например морской версии ЗРК С-400), оснащённых активными головками самонаведения. Получая информацию о цели от истребителя, который её сопровождает своей бортовой РЛС, ЗРК сможет вырабатывать необходимые команды коррекции инерциальной навигационной системы зенитной ракеты для вывода её в нужную точку перехода на самонаведение.      

Возможность получения лётчиком истребителя всей необходимой информации о текущий информации от всех "абонентов" ЕСУ ВМФ. Это позволяет выбрать наиболее оптимальную тактику при решении задач ПВО соединения, завоевания превосходства в воздухе, ударных задач и т.д. 

Как видно, "информатизация" боевого пространства радикально расширяет эффективность различных систем вооружения. Учитывая возможности, которые открывает интеграция палубных истребителей в ЕСУ ВМФ представляется необходимым и интеграция в данную систему и прочих носителей ПКР, а также всех самолётов и вертолётов морской авиации.

Кроме того, это в очередной раз ставит вопрос не только о скорейшем завершении модернизации и вводе в строй единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов", но и о строительстве новых авианесущих кораблей, способных обеспечить максимальную эффективность применения кораблей ВМФ России и их боевую устойчивость в дальней морской зоне.

Павел Румянцев

"Новый Оборонный Заказ. Стратегии"