Экспорт из России боевых машин пехоты

Текст: Андрей Фролов  

Экспорт бронетехники из России составляет значительную долю в сфере поставок техники сухопутных войск. Наиболее широко известны поставки танков Т-90 различных модификаций, в то время как сведения относительно БТР и БМП остаются в некоторой тени. Хотя в постсоветский период поставки БМП нового производства и из наличия по своим объемам сопоставимы с отгрузками танков.

На фото: БМП "Хризантема-С"


Основной и единственный производитель БМП в России – ОАО "Курганский машиностроительный завод" (КМЗ), который ведет производство БМП-3 и машин на их базе как для Министерства обороны России, так и на экспорт. Кроме того, предприятие предлагает свои варианты модернизации ранее поставленных на экспорт БМП-2 и БМП-3.

С другой стороны, в области модернизации БМП-2 на экспортном рынке известно АО "Конструкторское бюро приборостроения" – КБП (Тула) со своим модулем вооружения "Бережок", который также имел экспортный успех.

С 1983 г. БМП-2 стала основой производственной программы КМЗ, ее массовый выпуск продолжался до 1992 г. (причем отдельные небольшие партии машин выпускались до 2005–2006 г.). Лицензионный выпуск БМП-2 был организован в Чехословакии (Словакии) на заводе ZTS (c 1988 по 1996 г. было построено 344 машины) и в Индии на предприятии в Медаке, где с 1987 г. по настоящее время было изготовлено более 1,5 тыс. единиц. Стоит заметить, что индийцы самостоятельно разработали на основе БМП-2 ряд машин специального назначения. Интересно, что несмотря на явную устарелость конструкции, на мировом рынке на эти машины по-прежнему имеется спрос, что ставит на повестку дня вопрос о возобновлении их производства в России в случае появления крупного экспортного заказа.

На смену БМП-2 пришла машина нового поколения БМП-3, принятая на вооружение в мае 1987 г. С конца 1987 г. КМЗ начал серийное производство БМП-3 параллельно с БМП-2, хотя ввиду затянувшейся доводки новой машины оно шло невысокими темпами. Поскольку Министерство обороны СССР и России в 1980–1990-х гг. закупало лишь небольшие партии БМП-3, основной объем выпуска пришелся на экспортные поставки, причем этот "дисбаланс" фактически продолжает сохраняться до настоящего времени, даже несмотря на существенный рост объема закупок БМП-3 в рамках российского государственного оборонного заказа.

В каком-то смысле именно поставки на экспорт БМП-3 стали для КМЗ спасением в условиях финансово-экономического кризиса в стране. Первым заказчиком, который до сих пор остается крупнейшим эксплуатантом БМП-3, стали ОАЭ. Переговоры о поставках БМП-3 этому государству были начаты Советским Союзом сразу после окончания войны 1991 г. в Персидском заливе, а успешные испытания четырех машин проведены в Абу-Даби в августе 1991 г. В 1992 и 1997 г. с ОАЭ были заключены контракты на поставку в общей сложности 815 БМП-3.

После появления первого заказчика последовали новые. Так, уже в 1994 г. были подписаны контракты на поставку 122 БМП-3 в Кувейт и 45 БМП-3 на Кипр, а в 1996 г. начались поставки 33 БМП-3 в Южную Корею (в счет погашения задолженности бывшего СССР).

Кроме того, в 1992–2000 гг. КМЗ выполнял заключенный еще в ноябре 1991 г. контракт на организацию лицензионного производства БМП-2 в Иране, поставив в эту страну 82 готовых БМП-2, а также 331 машинокомплект для сборки БМП-2 на специально построенном заводе в Тегеране. Реализация соглашения была прервана ввиду подписания российской стороной и США известного протокола "Гор – Черномырдин" о сворачивании военно-технического сотрудничества с Ираном.

Таким образом, на протяжении всего периода 1990-х гг. КМЗ имел относительно стабильную по сравнению с другими оборонными предприятиями загрузку, пусть и не на столь высоком уровне, как в советские времена (например, в пиковом 1995 г. завод произвел для поставок за рубеж около 250 БМП-3 и машин на их базе).

Впрочем, в начале 2000-х гг. после выполнения вышеупомянутых заказов ситуация существенно ухудшилась, так как новые контракты не заключались. В 2001–2004 гг. Россия поставляла на экспорт только запчасти для БМП на несколько миллионов долларов в год.

В 2005 г. КМЗ исполнил единственный после 2001 г. экспортный контракт на поставку второй партии (37 единиц) модифицированных БМП-3 в Южную Корею (в счет погашения государственного долга России), а также поставил за рубеж запчасти для БМП-3 на сумму 15 млн долларов.

Отдельно стоит упомянуть реализацию в 2004–2005 гг. контракта на поставку в Йемен 188 БМП-2 из наличия Министерства обороны России, который оказался довольно значительным в отношении количества. КМЗ в качестве соисполнителя проводил ремонт этих машин и их модернизацию до варианта БМП-2Д с усиленной защитой. Впрочем, несмотря на крупный объем контракта, его стоимость составила всего около 40 млн долларов.

Ситуация стала меняться во второй половине 2000-х гг., когда число контрактов на БМП-3 начало расти вместе с общим ростом российского военного экспорта. Важным фактором в поставках БМП стал отход от "ближневосточного гетто", так как среди заказчиков появились страны СНГ и Азии (см. табл. 1). Благодаря этому экспортная составляющая в производстве БМП в России в начале 2010-х гг. снова стала определяющей, поскольку на поставки за рубеж в первой половине 2010-х гг. приходилось порядка 90% от объемов производства БМП-3.

В середине 2010-х гг. после исполнения крупных контрактов на поставку БМП-3 в Венесуэлу и Азербайджан маятник продаж снова качнулся в сторону Ближнего Востока – после того как Ирак в 2014 г. в рамках крупного пакета контрактов, заключенных с Россией, также заказал порядка 500 БМП-3М. В силу разных причин этот контракт долго не мог вступить в силу, и только летом 2018 г. Ирак получил первую партию из заказанных БМП-3М.

 

Таблица 1. Экспортные поставки боевых машин пехоты БМП-2 и БМП-3 и боевых машин на их базе нового производства в 1992–2018 гг.

Экспорт БМП_Инфографика_НОЗС_2-2019_Статья Андрея Фролова

Инфографика ©"Новый оборонный заказ. Стратегии" 

* поставка осуществлялась через посредника ГК "Росвооружение" в Словакии 
** исполнение контракта начато в 2018 г. 
Источник: подготовлено автором


БМП-2. В 2005–2006 гг. была изготовлена последняя партия (оценочно 40 машин) этих машин для российской армии. Последние поставки новых БМП-2 на экспорт осуществлялись в 1998 г. в Иран, после чего до 2002 г. в эту страну отправляли машинокомплекты для сборки. Кроме того, все эти годы КМЗ продолжал поставлять отдельные комплектующие для БМП-2, производимых по лицензии в Индии.

В то же время БМП-2 из наличия вооруженных сил продолжают оставаться весьма популярным предложением для стран "третьего мира", хотя здесь существует серьезная конкуренция со стороны бывших советских республик. Россия поставляла подержанные БМП-2 в Анголу в 1998 г. (65 машин), в Шри-Ланку в 2001 г. (36), а самой крупной партией стали отремонтированные и доработанные на КМЗ 188 единиц БМП-2Д, поставленные в Йемен в 2004–2005 гг. Из известных поставок БМП-2 из наличия можно отметить передачу нескольких десятков БМП-2 Армении в 2012 г.

В продвижении программ модернизации БМП-2 за рубеж пока что более удачливым оказалось конкурирующее тульское КБП, которое предлагает вариант модернизации под индексом БМП-2М с оснащением машины круглосуточным комплексом вооружения "Бережок" (включающим ПТРК "Корнет-Э"). Причем модернизировать этим боевым отделением можно и БМП-1 – путем доработки крыши шасси под установку башни БМП-2. В частности, в 2005 г. КБП подписало контракт с Алжиром на модернизацию по такому варианту более 300 БМП-1 в течение четырех лет. В 2014 г. Алжир подписал контракт на модернизацию еще 360 БМП-1 с оснащением их боевым модулем "Бережок" (этот контракт был исполнен в 2015–2017 гг.).

Следует отметить, что довольно значительное количество БМП-1 из наличия было поставлено из России в Сирию после начала российского вмешательства в этот конфликт в сентябре 2015 г. БМП-1 новой поставки из России были замечены в Сирии в 2017 г., вероятно, их число составляет несколько десятков единиц. При этом, насколько можно судить, БМП-2 (как и БМП-3) в Сирию не поставлялись, видимо, в силу большой потребности в них непосредственно в российской армии.

БМП-3 стала настоящим экспортным "хитом" российского ОПК, в период с 1992 по 2018 г. поставки за рубеж достигли почти 1700 единиц (см. табл. 1). Наряду с поставками машин нового производства довольно крупным стал контракт с ОАЭ на модернизацию 135 БМП-3 до варианта БМП-3М, исполненный в 2014–2017 гг. Ожидается продолжение этих контрактов с модернизацией всего парка эмиратских БМП-3. Несколько ранее, в 2005 г., был реализован контракт с ОАЭ на капитальный ремонт БМП-3 с передачей документации, запасных частей и создания ремонтных мощностей. При этом поставка запчастей продолжается и по сей день на сумму порядка 10–15 млн долларов ежегодно.

Из крупных, но так и не реализованных контрактов можно упомянуть греческий. В 2008 г. Греция приняла решение о приобретении 419 БМП-3М и 35 БМП-3Ф на сумму 1,2 млрд евро. Предполагалось, что большую часть заказанных машин будет собирать греческое предприятие Hellenic Vehicle Industry (ELVO), а КМЗ поставит только первые БМП-3 в готовом виде. Но по ряду причин этот контракт не был подписан. Довольно крупным заказчиком БМП-3 обещала стать Ливия времен Каддафи, но в силу известных событий туда удалось поставить только самоходный ПТРК "Хризантема-С" на базе БМП-3. Причем первые три машины были отгружены в Ливию еще при режиме Каддафи в 2009 г., они даже приняли участие в боевых действиях. Оставшиеся семь машин были поставлены переходному правительству Ливии в 2014 г.

Машины модификации БМП-3Ф для морской пехоты на данный момент приобретены только Индонезией, которая, впрочем, рассматривает возможность дальнейших закупок для замены парка устаревших плавающих танков ПТ-76 советского производства.

Машины на базе БМП-3. С 1990-х гг. КМЗ малыми партиями выпускает созданную на шасси БМП-3 легкую бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-Л. Эти машины поставлялись ОАЭ, Кипру, Кувейту, Венесуэле, Индонезии и Азербайджану, а ныне планируются поставки в Ирак. Кроме того, в Азербайджан отправлено 18 единиц 120-мм самоходных артиллерийско-минометных установок 2С31 "Вена" и такое же количество комплексов "Хризантема-С".

В 2015 г. был разработан опытный образец БМП "Драгун" с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения, так что десантирование может осуществляться через заднюю аппарель. Как считается, эта машина предназначалась для поставок на экспорт, но пока информации о заключенных на нее контрактах не поступало.

На базе БМП-3 в 2016 г. для Индонезии был разработан плавающий бронетранспортер БТ-3Ф. В настоящее время он проходит испытания. Вероятно, они будут успешно завершены, и Индонезия по своему обыкновению закупит как минимум несколько десятков машин в первой партии с перспективой дальнейшего увеличения заказа, поскольку этой стране требуется заменить морально устаревшие плавающие бронетранспортеры БТР-50ПК советского производства.

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии" 
№ 2 (55) 2019г. , Санкт-Петербург